Сайт Геннадия Мирошниченко

genmir2@yandex.ru или poetbrat@yandex.ru

Навигация в наших сайтах осуществляется через тематическое меню:

Общее содержание ресурсов Геннадия Мира

* Содержание Портала genmir.ru * Текущие новости

* Философия Будущего

Поиск


В Google

В genmir.ru

Содержание некоторых тематических блоков:

* Доска Объявлений

* Текущие новости

* Критериальное

* Содержание литературных страниц ресурсов Геннадия Мира

* Наша музыка

* Наши Конкурсы, Проекты, журналы и альманахи

* Победители наших Конкурсов

* Правила оформления рукописей

* Мы готовы создать Вам сайт в составе нашего ресурса в разделах Поэзия или в разделе Проза

Служебные страницы:

* Рассылки новостей ресурсов Геннадия Мира

* Погода и курс валют

* Пожертвования

* Ссылки

* Наши кнопки

* RSS - новости

* "Критериальность" в портале ВОЗ,

* RSS Портала ВОЗ

* Статьи Г. Мира во Всероссийский Гражданский Конгресс и Civitas

*  Есть ли будущее у человечества  Истина истины – это масло масляное  *  Рождение новой логики  Политика как продажная девка экономики. Об истоках фашизма  *  Можно ли через любовь вычислить смысл, своё и чужое будущее  *  Концепция жизни. Происхождение человека  *  Наука, религия и философия  *  Время, смыслы жизни и красные флажки нравственных запретов  *  Любовь или нравственность – основной вопрос философии  *  Тупики философии и концепция человека и общества  *  К вопросу о возникновении Вселенной  *  Концепция экологической эволюции  *  Бытие без критериев – дорога в никуда  *  Современное лукавство философии  *  Пространства Сознания Природы. Язык и память  *  Роковая ошибка познания  *  Критериальное мышление  *  Критерии и их самоудовлетворение   Скачать раздел

Истина истины – это масло масляное

Уважаемые господа философы! Стал просматривать вашу новую статью-интерпретацию «Истина истины» (http://rmvoz.ru/forums/index.php/topic,2275.msg17788.html#msg17788) и не смог удержаться, чтобы не выразить своего восхищения перед гигантским замыслом. Ведь истина, конечно, – это вершина результата процесса максимизации виртуальных объектов нашего сознания, результат, который лишь иногда проецируется на реальный мир и лишь иногда находит там подтверждение. По большому счёту истина не может быть сформулирована вне процесса её поиска, вне динамики её изменений. А, согласитесь, и то, и другое не всегда совпадает с конечной истинностью. Вспомните хотя бы доказательства «от противного».

«Истина истины» - это, на мой взгляд, и есть сама истина в первозданном виде. Если же предположить, что истина может быть и неистинной, как естественно следует из вводимого вами двойного понятия истины, то такие рассуждения отрываются от смысловой основы логики.

Само понятие «истина истины», мне кажется, не нуждается в каких-то дополнительных спасательных акциях, если его рассматривать в старых добрых традициях логики. Ведь истина истины – истинна, а истина не-истины – ложна. В то же самое время не-истина истины тоже ложна. Но если рассматривать, как делаете вы, путь к истине, то таким путём может быть и ложный путь, когда он заставляет человеческое сознание отзеркаливать и путь поиска, и результат, преломляя таким образом представления в противоположные. Логика нашего сознания, как видится мне, намного более сложна, чем те механизмы логики, которыми мы пользуемся в своей вербальной сфере жизни. И если не принимать этого во внимание, то, к сожалению, можно наблюдать, как мы часто попадаем под гипноз узости вербальной составляющей нашего существования.

Прошу не сердиться на меня за моё несколько отличное от вашего видение проблемы. Поэтому я не могу себе представить, что масло по своей сути может быть немасляным. Как снять тавтологичность с введённого вами понятия?

Мне хотелось бы подчеркнуть одну особенность Вашего, Ярослав, с С. Борчиковым труда: вы оба относитесь к истине как к особого рода результату высказываний (предикативный подход в отличие от системного). Если говорить о пути приближения к Истине как к вершине глобальной пирамиды со своей глобальной иерархией высказываний, то такой подход позволяет определить (или назначить) истинность или ложность в каком-либо локальном высказывании, связанным с другими высказываниями через контекстное поле общего смысла. И тогда такой общий смысл будет задавать оценки отбора. Но тогда такая истинность-ложность локальных высказываний будет мало влиять на истинность-ложность Целого.

Однако, контекстное поле при предикативном подходе не является системой, объединяющей все контексты в иерархии высказываний, если об этом не говорится специально. Ибо понятие системы хоть и включает смысл (контекст, предикативность), но придаёт ему, смыслу, особое значение критерия как оценки, меры, что абсолютно необходимо в отборе и на локальных уровнях, и, особенно, при приближении к глобальной вершине смысла. Если же подчёркивается, что глобальная Истина является целостной, то она будет являться одновременно и глобальным критерием для всей системы высказыванием. А это означает, что она задаёт главную оценку всей иерархии высказываний, определяющей главный отбор среди них. И тогда любая истина локального высказывания станет подчинённой Истине целостности всей системы иерархического содержания поля высказываний. Без этого можно легко потонуть в бесконечности предикативного материала.

Если рассматривать обсуждаемое с системных позиций, то необходимо ввести и главные качества главной оценки отбора. Без этого единый контекст (единый смысл) всех высказываний может оказаться настолько размытым, что сознание может отказаться от обобщения разнородной картины мира в единую, что необходимо для проявления истинности-ложности как частей, так и критериев всей критериальной иерархии картины мира.

В связи со сказанным Ваше: «Истина (как слово и как целое) отражается (воплощается) в бесконечных контекстах, каждый из которых – истинен и целостен» неверно, т.к. контекст может быть ложным, ибо он не есть пока ещё истина.

Ваше: «И задачей любого: философского, научного, религиозного, художественного, мифологического, метафизического, – творчества (индивидуального или коллективного) является создание ещё одного неповторимого живого контекста истины, которого не было раньше, но который уже есть в духе (в потенциальной глубине свободы) – как раскрытие Творческого Замысла Бога и как Богосотворчество» - тем более подчёрквает ту системную особенность, о которой говорю я: Бог являет нам Высшую Оценку (Высший Критерий) всей иерархии Жизни, которая подчиняет себе, ликвидируя многие степени свободы контекстов иерархических уровней ниже Бога. В художественном творчестве наоборот: можно задать произвольно любую Высшую Истину и ею наполнять и проверять целостность художественного произведения.

Что касается терминологии, то Ваше: «И начну от противного: истина есть не-ложь» может означать, что Вы применяете бинарную логику рассуждений, тогда как само движение к истине может проходить через логику многоцветную, когда степень неопределённости смысловой информации так высока, что выявить определённость типа «да-нет» не удаётся. То есть должен существовать алгоритм отбора смысловой определённости, который реализуется лишь в оценочной сфере.

Ваше: «Целое нельзя вместить в мир, в котором существует само разделение на целое и составляющие его части» - ошибочно с системных позиций, ибо системный подход требует смыслового подчинения частей целому в динамике, то есть во времени, если мы хотим, чтобы это целое существовало. Иначе оно не существует.

«Но космос не есть система» - это пока не доказано, хотя большинство философов, как мне кажется, придерживаются обратного мнения. Хотя Вы сами себе противоречите: «И система – путь от хаоса к космосу».

«Организм не есть система» - давно опровергнуто. И так далее: «Космос (организм) есть Целое. А Целое – не система, как не система – лицо. Система состоит из частей – целое состоит из целого» - сплошные противоречия, ибо система и целое – это фактически синонимы в современной науке.

Вы уж простите меня, Ярослав.

 

* Коллапс экономики и культ смерти как критерии нашей жизни * Пакт глобального Мира * Смена парадигмы жизни – обязательное условие выхода человечества из мирового кризиса  * Что такое критерий

21.09.2014

© Мирошниченко Г.Г., 2013